«Противодействие
экстремизму
и
профилактика терроризма в школе»
Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Угроза экстремизма и терроризма продолжает
оставаться одним из основных факторов,
дестабилизирующих общественно-политическую
обстановку в Российской Федерации.
Формирование негативного отношения к таким опасным
явлениям в обществе, как
экстремизм и терроризм, является комплексной
задачей, требующей скоординированных
усилий органов государственной власти всех уровней с
общественными организациями и
объединениями, религиозными структурами, другими
институтами гражданского общества и
отдельными гражданами.
В последнее время активизировалась деятельность
асоциальных молодёжных
организаций спекулирующих на идеях национального
возрождения и провоцирующих рост
преступных акций, нарушения общественного порядка на
этнорелигиозной, политической
почве. Это приводит к социальной напряжённости и
ведёт к усилению экстремистских
проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в
деятельность экстремистских организаций
через Интернет, где они могут столкнуться с вредным
контентом. Проблема толерантности
актуальна для нашего многонационального села.
Поэтому в школе возникла необходимость
подготовки программы по профилактике экстремистской
и террористической деятельности и
последующей её реализации.
Программа направлена на укрепление в школе
толерантной среды на основе принципов
мультикультурализма, ценностей многонационального
российского общества, соблюдения прав
и свобод человека, поддержание межнационального мира
и согласия. Она призвана укрепить
основы и методы процесса формирования толерантного
сознания и поведения обучающихся
МКОУ «Бургимакмахинская СОШ». Реальными механизмами
ее осуществления являются
комплексные меры, направленные на развитие
гражданского общества, воспитание
гражданской солидарности, патриотизма и
интернационализма, поддержание мира и согласия,
противодействие любым проявлениям экстремизма и
терроризма.
Толерантность должна пониматься не просто как
терпимое отношение к чему-то иному,
отличающемуся от привычного нам. Толерантность
предполагает не только понимание, но и
принятие того факта, что окружающий мир и населяющие
его народы очень разнообразны. При
этом каждый этнос уникален и неповторим. Только
признание этнического и религиозного
многообразия, понимание и уважение культурных
особенностей, присущих представителям
других народов и религий, в сочетании с
демократическими ценностями гражданского
общества могут содействовать созданию подлинно
толерантной атмосферы нашей школы.
Программа нацелена на последовательное внедрение
методов обучения культуре
межэтнического общения; на распространение
инновационных образовательных технологий,
способствующих преодолению границ этнокультурной
изоляции и дистанции внутри
школьного сообщества.
Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения
уровня подготовки
обучающихся в области межкультурной коммуникации.
Особое место в работе в данной сфере
занимает профилактическая и пропагандистская работа,
ориентированная на формирование
компетентных в вопросах межкультурных отношений
личностей, открытых к восприятию
«других», конструктивно относящихся к
складывающемуся в образовательном учреждении
многообразию культурных, религиозных, языковых
традиций, способных предупреждать
конфликты, возникающие на почве этнокультурных
различий, или разрешать их
ненасильственными средствами.
В школе немало делается для того, чтобы сформировать
у детей и молодежи установки
на позитивное восприятие этнического и
конфессионального многообразия, интерес к другим
культурам, уважение присущих им ценностей, традиций,
своеобразия образа жизни их
представителей.
Классные часы направлены на воспитание толерантного
сознания и поведения, неприятие национализма,
шовинизма и экстремизма. Вместе с тем, система
образования не обеспечивает всего комплекса
мер, реализация которых могла бы эффективно
формировать у школьников основы
толерантного мировоззрения.
Программа «Противодействие экстремизму и
профилактика терроризма в школе»
призвана укрепить основы и систематизировать методы
долгосрочного процесса формирования
толерантного сознания и поведения школьников.
Цель программы – организация антиэкстремистской и
антитеррористической
деятельности, противодействие возможным фактам
проявления терроризма и экстремизма,
формирование толерантной среды на основе ценностей
многонационального российского
общества, общероссийской гражданской идентичности и
культурного самосознания, принципов
соблюдения прав и свобод человека.
Задачи программы
воспитание культуры толерантности и
межнационального согласия
достижение необходимого уровня правовой культуры
обучающихся как основы
толерантного сознания и поведения
формирование в молодежной среде мировоззрения и
духовно-нравственной атмосферы
этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод
человека, стремления к межэтническому миру и
согласию, готовности к диалогу
общественное осуждение и пресечение на основе
действующего законодательства
любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и
экстремизма на национальной и
конфессиональной почве
повышение уровня межведомственного взаимодействия
по профилактике терроризма и
экстремизма
проведение воспитательной, пропагандистской работы
с детьми и работниками школы,
направленной на предотвращение экстремистской и
террористической деятельности,
воспитанию толерантности, культуры мира и
межнационального согласия в школьной
среде
Основными
формами деятельности в рамках реализации программы являются:
проведение уроков и внеклассных мероприятий по
воспитанию культуры толерантности,
укреплению толерантности и профилактике экстремизма
и терроризма;
проведение уроков и внеклассных мероприятий по
изучению истории и культуры,
ценностей и традиций народов России и мира;
проведение этнокультурных и межнациональных
мероприятий и культурных акций в
школе, участие в районных и городских мероприятиях и
акциях;
организация тематических экскурсий в музеи, к
памятникам истории и культуры.
7
Механизм реализации целевой Программы
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в
течение 2019-2021 гг.:
I этап (1.09.2019-2020г. г.)
- разработка методологических, научно-методических и
технологических основ
конструктивного взаимодействия;
- мониторинг реализации программы и создание системы
контроля за выполнением
её мероприятий;
- широкое информирование участников образовательного
процесса о целях, задачах
и содержании программы через педагогический совет,
родительский комитет, органы
ученического самоуправления;
- привлечение внимания к целям, задачам и содержанию
программы представителей органов
местного самоуправления, работников образовательных
учреждений и учреждений
культуры, организаций;
- проведение запланированных мероприятий, выработка
критериев оценки их эффективности.
II этап (2020- 1.09.2021 гг.)
- реализация системы мероприятий по гармонизации
межкультурных, межэтнических
и межконфессиональных взаимодействий;
- совершенствование системы контроля за выполнением
мероприятий программы;
- мониторинг осуществления программы;
- обобщение достигнутого опыта и оценка результатов
реализации программы.
Реальными механизмами осуществления Программы
являются комплексные меры,
направленные на развитие гражданского общества, воспитание
гражданской солидарности,
патриотизма и интернационализма, поддержание мира и
согласия, противодействие любым
проявлениям экстремизма, терроризма и ксенофобии.
Основные мероприятия Программы:
- последовательное обеспечение конституционных прав,
гарантирующих равенство
обучающихся любой расы и национальности, а также
свободу вероисповедания;
- утверждение общероссийских гражданских и
историко-культурных ценностей, поддержание
российского патриотизма и многокультурной природы
российского государства и российского
народа как гражданской нации;
- последовательное и повсеместное пресечение
проповеди нетерпимости и насилия;
- утверждение в школе концепции многокультурности и
многоукладности российской жизни;
- развитие воспитательной и просветительской работы
с детьми и родителями о принципах
поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в
том числе в отношениях с детьми и
подростками;
- реагирование на случаи проявления среди детей и
молодежи негативных стереотипов,
межэтнической розни и личностного унижения
представителей других национальностей и
расового облика;
- пресечение деятельности и запрещение символики
экстремистских групп и организаций в
школе;
- индивидуальная работа с теми, кто вовлечен в
деятельность подобных групп или разделяет
подобные взгляды;
- расширение для школьников
экскурсионно-туристической деятельности для углубления их
знаний о стране и ее народах;
- развитие художественной самодеятельности на основе
различных народных традиций и
культурного наследия, а также создание современных
мультимедийных продуктов о
Создать эффективную систему правовых,
организационных и идеологических
механизмов противодействия терроризму, экстремизму,
этнической и религиозной
нетерпимости
Снизить степень распространенности негативных
этнических установок и предрассудков
в ученической среде
Способствовать формированию толерантного сознания,
основанного на понимании и
принятии культурных отличий, неукоснительном
соблюдении прав и свобод граждан
Сформирует у обучающихся навыки цивилизованного
общения в Интернет пространстве, этикета в чатах и форумах
Обеспечит информационную безопасность, сформирует
навыки антитеррористической
безопасности
Предотвратит участие школьников в
организациях,группах, неформальных движениях,
осуществляющих социально негативную деятельность
Ожидаемые результаты
Укрепление и культивирование в молодежной среде
атмосферы межэтнического
согласия и толерантности
Препятствование созданию и деятельности
националистических экстремистских
молодежных группировок
Противодействие проникновению в общественное
сознание идей терроризма,
религиозного фундаментализма, экстремизма и
нетерпимости
Совершенствование форм и методов работы по
профилактике проявлений ксенофобии,
национальной и расовой нетерпимости, противодействию
этнической дискриминации
Повышение уровня компетентности обучающихся
образовательного учреждения в
вопросах миграционной и национальной политики,
способах формирования толерантной
среды и противодействия экстремизму.
Создание эффективной системы правовых,
организационных и идеологических
механизмов противодействия терроризму, экстремизму,
этнической и религиозной
нетерпимости.
10 План мероприятий по профилактике экстремизма и
терроризма на 2019-2020 учебный год
№ Мероприятия Класс Дата проведения
Мероприятия с педагогическим коллективом,
работниками образовательного учреждения
1 Ознакомление с планом мероприятий по
противодействию экстремизма на учебный год
сентябрь Зам. директора по ВР
2 Инструктаж учителей по теме «План действий против
террора и диверсий» сентябрь Завхоз
3 Рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на
производственных совещаниях, заседаниях методических объединений, планерках и
т.д
в течение года
Зам. директора по ВР
4 Накопление методического материала по
противодействию экстремизму и терроризму. Размещение на сайте школы раздела,
посвященного работе по экстремизму и терроризму в течение года
Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный
педагог, педагог-психолог
5 Распространение памяток, методических инструкций
по противодействию экстремизма терроризма
в течение года Зам. директора по ВР, классные руководители,
социальный педагог, педагог-психолог
6 Изучение администрацией, педагогами нормативных
документов по противодействию экстремизма
в течение года.